Компоненты TTreeView w TListView

Эти компоненты известны каждому, кто хоть раз видел Windows 98 или Windows 2000. Именно на их базе создано ядро пользовательского интерфейса — оболочка Explorer, да и большинство других утилит Windows. Они включены в библиотеку ComCtl32.dll и доступны программистам.

Компонент TTreeView называют деревом (рис. 5.3).

Компонент TTreeView — правопреемник компонента TOutiine, разработанного Borland еще для Delphi 1 и предназначен для отображения иерархической информации. Его "сердцем" является свойство

property Items: TTreeNodes;

Рис. 5.3. Внешний вид компонента TTreeView

Данное свойство — это список всех вершин дерева, причем список, обладающий дополнительными полезными свойствами. Каждый из элементов списка — это объект типа TTreeNode. Свойства его сведены в табл. 5.3.

Таблица 5.3. Список свойств объекта TTreeNode

Объявление

Описание

property HasChildren: Boolean;

Равно True, если узел имеет дочерние узлы

property Count: Integer;

Счетчик числа дочерних узлов данного узла

property Item [Index: Integer] : TTreeNode;

Список дочерних узлов

property Parent: TTreeNode;

Ссылка на объект — родительский узел (верхнего уровня)

property Level: Integer;

Уровень, на котором находится узел. Для корневого узла это свойство равно 0; его потомки имеют значение Level=l и т. д.

property Text: string;

Текст узла

property Data: Pointer;

Данные, связанные с узлом

property TreeView: TCustomTreeView;

Ссылка на компонент TTreeView, в котором отображается данный узел

property Handle: HWND;

Дескриптор окна компонента TTreeView, в котором отображается данный узел

property Owner: TTreeNodes;

Ссылка на компонент TTreeNodes, которому принадлежит данный узел

property Index: Longint;

Индекс узла в списке своего родителя

property IsVisible: Boolean;

Равно True, если узел видим (все его родительские узлы развернуты)

property Itemld: HTreeltem;

Дескриптор узла (применяется при вызове некоторых методов)

property Absolutelndex: Integer;

Абсолютный индекс узла в списке корневого узла

property Imagelndex: Integer;

Индекс картинки, соответствующей невыбранному узлу в нормальном состоянии

property Selectedlndex: Integer;

Индекс картинки, соответствующей выбранному узлу

property Overlaylndex: Integer;

Индекс картинки, которая может накладываться поверх основной

property Statelndex: Integer;

Индекс дополнительной картинки, отражающей состояние узла

property Selected: Boolean;

Равно True, если данный узел выбран пользователем

property Focused: Boolean;

Равно True, если данный узел выбран пользователем для редактирования текста узла

property Expanded: Boolean;

Равно True, если данный узел развернут (показываются его дочерние узлы)

Очень важным является свойство Data. Вместе с каждым узлом можно хранить не только текст, но и любые данные. Необходимо только помнить, что при удалении узла они автоматически не освобождаются, и это придется сделать вручную.

Для добавления узлов в дерево используются десять методов объекта TTreeNode (табл. 5.4).

Таблица 5.4. Методы, позволяющие добавлять узлы в объект TTreeNode

Метод

Описание

function Add (Node: TTreeNode; const S: string) : TTreeNode;

Узел добавляется последним в тот же список, что и узел Node

function AddObject (Node: TTreeNode; const S: string; Ptr: Pointer) : TTreeNode ;

To же, что и метод Add, но с узлом связываются данные из параметра Ptr

function AddFirst (Node: TTreeNode; const S: string): TTreeNode;

Узел добавляется первым в тот же список, что и узел Node

function AddObjectFirst (Node: TTreeNode; const S: string; Ptr: Pointer) : TTreeNode;

То же, что и метод AddFirst, но с узлом связываются данные из параметра Ptr

function AddChildfNode: TTreeNode; const S: string): TTreeNode;

Узел добавляется последним в список дочерних узлов узла Node

function AddChildObject (Node: TTreeNode; const S: string; Ptr: Pointer) : TTreeNode;

То же, что и метод AddChild, но с узлом связываются данные из параметра Ptr

function AddChildFirst (Node: TTreeNode; const S: string): TTreeNode;

Узел добавляется первым в список дочерних узлов узла Node

function AddChildObjectFirst (Node: TTreeNode; const S: string; Ptr: Pointer) : TTreeNode;

То же, что и метод AddChildFirst, но с узлом связываются данные из параметра Ptr

function Insert (Node: TTreeNode; const S: string): TTreeNode;

Узел добавляется непосредственно перед узлом Node

function InsertObject (Node: TTreeNode; const S: string; Ptr: Pointer) : TTreeNode;

То же, что и метод insert, но с узлом связываются данные из параметра Ptr

Во всех этих методах параметр s — это текст создаваемого узла. Место появления узла (первый или последний) также зависит от состояния свойства TTreeView.SortType:

type TSortType = (stNone, stData, stText, stBoth); property SortType: TSortType;

Если узлы дерева как-либо сортируются, то новые узлы появляются сразу в соответствии с правилом сортировки. По умолчанию значение этого свойства равно stNone.

Добавляя к дереву сразу несколько узлов, следует воспользоваться парой методов BeginUpdate И EndUpdate:

TreeViewl.Items.BeginUpdate; 

ShowSubKeys(Root,1); 

TreeViewl.Items.EndUpdate;

Они позволяют отключать и снова включать перерисовку дерева на экране на момент добавления (удаления, перемещения) узлов и тем самым сэкономить подчас очень много времени.

Помимо добавления узлов в дерево программным способом можно сделать это и вручную во время разработки. При щелчке в Инспекторе объектов на свойстве items запускается специальный редактор (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Внешний вид редактора узлов компонента TTreeView

Внешний вид компонента TTreeview может быть весьма основательно настроен под нужды пользователя. Свойство showButtor.s отвечает за то, будут ли отображаться кнопки со знаком "+" и "—" перед узлами, имеющими "потомство" (дочерние узлы). Щелчок на этих кнопках позволяет сворачивать/разворачивать дерево дочерних узлов. В противном случае делать это нужно двойным щелчком на узле или установить свойство AutoExpand в значение True — тогда сворачивание и разворачивание будет происходить автоматически при выделении узлов. Свойство showLines определяет, будут ли родительские и дочерние узлы соединяться видимыми линиями. Аналогично, свойство showRoot определяет, будут ли на рисунке соединяться между собой линиями корневые узлы (если их несколько). При помощи свойства HotTrack можно динамически отслеживать положение текущего узла: если оно установлено в значение True, то текущий узел (не выделенный, а именно текущий — тот, над которым находится курсор мыши) подчеркивается синей линией.

Наконец, для оформления дерева можно использовать наборы картинок. Наборов два — в свойствах images и stateimages. Напомним, что у каждого узла-объекта TTreeNode есть свойства Imagelndex И Statelndex, а вдобавок еще и seiectedindex. Первая картинка предназначена для отображения типа узла, а вторая — его состояния. Можно сразу (при добавлении) указать номера изображений для того или иного случая, а можно делать это динамически. Для этого существуют события:

type TTVExpandedEvent = procedure(Sender: TObject; Node: TTreeNode)of object;

property OnGetlmagelndex: TTVExpandedEvent;

property OnGetSelectedlndex: TTVExpandedEvent;

Пример их использования дан в листинге 5.1 ниже — в момент возникновения этих событий следует переопределить свойство imageindex или Seiectedindex передаваемого в обработчик события объекта TTreeNode.

Свойства stateindex и stateimages можно порекомендовать для имитации множественного выбора. Дело в том, что в отличие от TListview, в TTreeView невозможно одновременно выбрать несколько узлов. Вы можете отслеживать щелчки на узлах, и для выбранных устанавливать значение stateindex в 1; под этим номером в stateimages поместите, например, галочку.

Изложенная информация будет неполной, если не рассказать, на какие события реагирует компонент TTreeView. Большинство из них происходит парами — до наступления какого-то изменения и после него. К примеру, возникновение события onChanging означает начало перехода фокуса от одного узла к другому, a Onchange — его завершение.

Четверка событий

type TTVCollapsingEvent = procedure(Sender: TObject; Node: TTreeNode;

var AllowCollapse: Boolean) of object;

type TTVExpandingEvent = procedure(Sender: TObject; Node: TTreeNode;

var AllowExpansion: Boolean) of object;

property OnExpanding: TTVExpandingEvent;

property OnExpanded: TTVExpandedEvent;

property OnCollapsing: TTVCollapsingEvent;

property OnCollapsed: TTVExpandedEvent;

сопровождает процесс свертывания/развертывания узла, а пара

type TTVEditingEvent = procedure(Sender: TObject; Node: TTreeNode;

var AllowEdit: Boolean) of object;

property OnEditing: TTVEditingEvent;

type TTVEditedEvent = procedure(Sender: TObject; Node: TTreeNode;

var S: string) of object;

property OnEdited: TTVEditedEvent;

сопровождает редактирование его текста. Событие onDeletion происходит при удалении узла. Иногда нужно сравнивать узлы между собой — если вы хотите сделать это по своим правилам, используйте событие oncompare.

Наконец, те, кому и приведенных возможностей мало, могут сами рисовать на компоненте TTreeView. У него есть свойство Canvas и четыре события OnCustomDraw, OnCustomDrawItem, OnAdvancedCustomDraw, OnAdvancedCustomDrawItem.

Перейдем теперь к компоненту TListview. Его еще называют расширенным списком. Действительно, в этот компонент заложено столько, что он перекрывает все мыслимые и немыслимые задачи по отображению упорядоченной однородной информации.

Начнем со свойства viewstyie:

type TViewStyle = (vslcon, vsSmalllcon, vsList, vsReport);

 property ViewStyle: TViewStyle;

В зависимости от значения этого свойства кардинально меняется внешний вид компонента. Описание значений приведено в табл. 5.5.

Таблица 5.5. Режимы отображения компонента TListview

Значение

Внешний вид

vslcon

Элементы списка появляются в виде больших значков с надписью под ними. Картинки для больших значков хранятся в свойстве Largelmages. Возможно их перетаскивание

vsSmalllcon

Элементы списка появляются в виде маленьких значков с надписью справа. Картинки для маленьких значков хранятся в свойстве Smallimages. Возможно их перетаскивание

vsList

Элементы списка появляются в колонке один под другим с надписью справа. Перетаскивание невозможно

vsReport

Элементы списка появляются в нескольких колонках один под другим. В первой содержится маленький значок и надпись, в остальных — определенная программистом информация. Если свойство ShowColumnHeaders установлено в значение True, колонки снабжаются заголовками

Как и для предыдущего компонента, элементы списка содержатся в свойстве items. Это и есть собственно список; ничего необычного, кроме методов добавления/удаления, там нет. Каждый элемент списка (объект TListitem) в свою очередь похож на компонент TTreeNode. Но у него есть и важное отличие — он может стать носителем большого количества дополнительной информации. Помимо свойства Data у него есть и свойство

property Subltems: TStrings;

При помощи этого свойства с каждым элементом списка может быть связан целый набор строк и объектов. Но как эти строки показать пользователю?

Именно они должны, по замыслу разработчиков этого элемента управления, отображаться в режиме отображения vsReport. Сначала следует создать необходимое количество заголовков колонок (заполнив свойство columns), учитывая, что первая из них будет отведена под сам текст элемента списка (свойство caption). Последующие же колонки будут отображать текст строк ИЗ свойства Items . Subltems (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Так будет располагаться информация компонента TListView в режиме vsReport

Элементы в списке могут быть отсортированы — за это отвечает свойство SortType. Можно отсортировать элементы не только по названию (это возможно при значении SortType, равном stText), но и по данным (значения stData и stBoth), как это сделано в утилите Explorer. Для реализации такой сортировки нужно обработать события OnColumnClick И OnComparel

var ColNum : Integer;

procedure TMainForm.ListViewlColumnClick(Sender: TObject; Column:

TListColumn);

begin

ColNum := Column.Index;

ListViewl.AlphaSort;

  end;

procedure TMainForm.ListViewlCompare(Sender: TObject; Iteml, Item2:

TListltem; Data: Integer; var Compare: Integer);

begin

if ColNum = 0 then // Заголовок

Compare := CompareStr(Iteml.Caption, Item2 .Caption);

 else

Compare := CompareStr(Iteml.Subltems[ColNum-1], 

Item2 .Subltems[ColNum-1]); end;

Рассмотрим пример использования компонентов TTreeview и TListview. Где их совместное применение будет полезным? Выберем для этого отображение данных системного реестра. С одной стороны, ключи в реестре упорядочены иерархически. С другой, каждый из них может иметь несколько

разнотипных значений. Таким образом, мы почти пришли к тому же решению, что и разработчики из Microsoft, создавшие утилиту Registry Editor — слева дерево ключей, справа — расширенный список их содержимого.

Конечно, нет смысла дублировать их труд. Здесь мы ограничимся только просмотром реестра, затратив на это совсем немного усилий — четыре компонента и пару десятков строк кода. Так выглядит главная (и единственная) форма приложения Mini-Registry browser (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Приложение Mini-Registry browser А вот и весь его исходный код: 

Листинг 5.1. Приложение Mini-Registry-browser, главный модуль 

unit main;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,

StdCtrls, Grids, Outline, ComCtrls, ImgList, ExtCtrls;

type

TForml = class(TForm) 

TreeViewl: TTreeView; 

ListViewl: TListView;

  ImageListl: TImageList; 

Splitterl: TSplitter;

procedure FormCreate(Sender: TObject);

procedure TreeViewlChange(Sender: TObject; Node: TTreeNode);

procedure FormDestroy(Sender: TObject);

procedure TreeViewlExpanded(Sender: TObject; Node: TTreeNode);

procedure TreeViewlGetlmagelndex(Sender: TObject; Node: TTreeNode); 

private

{ Private declarations }

 public

{ Public declarations }

procedure ShowSubKeys(ParentNode: TTreeNode;depth: Integer);

 function GetFullNodeName(Node: TTreeNode):string;

  end;

var

Forml: TForml;

implementation

uses registry;

{$R *.DFM}

var reg : TRegistry;

procedure TForml.FormCreate(Sender: TObject);

 var root : TTreeNode;

 begin

Reg := TRegistry.Create;

 ListViewl.ViewStyle := vsReport; 

with ListViewl do 

begin

with Columns.Add do

 begin

Width := ListViewl.Width div 3-2; 

Caption := 'Name';

  end;

with Columns.Add do

 begin

Width := ListViewl.Width div 3*2-2; 

Caption := 'Value';

 end;

  end;

TreeViewl.Items.Clear;

 Reg.RootKey := HKEY_LOCAL_MACHINE;

Root := TreeViewl.Items.Add(nil,'HKEY_LOCAL_MACHINE');

 TreeViewl.Items.AddChildtroot,'');

  end;

procedure TForml.FormDestroy(Sender: TObject);

 begin

Reg.Free; 

end;

function TForml.GetFullNodeName(Node: TTreeNode):string; 

var CurNode : TTreeNode;

 begin

Result:=''; CurNode := Node;

while CurNode.Parentonil do

begin

Result:= '\'+CurNode.Text + Result; 

CurNode := CurNode.Parent;

end; 

end;

procedure TForml.TreeViewlChange(Sender: TObject; Node: TTreeNode);

 var s: string; 

Keylnfo : TRegKeylnfo; 

ValueNames : TStringList;

 i : Integer;

DataType : TRegDataType; 

begin

ListViewl.Items.Clear;

  s:= GetFullNodeName(Node);

 if not Reg.OpenKeyReadOnly(s) then Exit; 

Reg.GetKeylnfo(Keylnfo); 

if Keylnfo.NumValues<=0 then Exit; 

ValueNames := TStringList.Create;

 Reg.GetValueNames(ValueNames);

 for i := 0 to ValueNames.Count-1 do 

with ListViewl.Items.Add do 

begin

Caption := ValueNames[i];

DataType := Reg.GetDataType(ValueNames[i]);

 Case DataType of

rdString: s := Reg.ReadString(ValueNames[i]);

rdlnteger: s:= '0x'+IntToHex(Reg.Readlnteger(ValueNames[i]),8); 

rdBinary: s:='Binary'; 

else s:= '???'; 

end;

Subltems.Add(s); 

Imagelndex :=1; 

end;

ValueNames.Free; 

end;

procedure TForml.ShowSubKeys(ParentNode: TTreeNode;depth: Integer); 

var ParentKey: string; 

KeyNames : TStringList;

 KeyInfo : TRegKeylnfo; 

CurNode : TTreeNode; i : Integer; 

begin

Cursor := crHourglass;

  TreeViewl.Items.BeginUpdate; 

ParentKey := GetFullNodeName(ParentNode); 

if ParentKeyO1' then

Reg.OpenKeyReadOnly(ParentKey)

 else

Reg.OpenKeyReadOnly('\') ; 

Reg.GetKeylnfo(Keylnfo) ; 

if KeyInfo.NumSubKeys<=0 then Exit;

 KeyNames := TStringList.Create;

  Reg.GetKeyNames(KeyNames);

While ParentNode.GetFirstChildonil do ParentNode.GetFirstChild.Delete; 

if (KeyNames.Count>0) then for i:=0 to KeyNames.Count-1 do

 begin

Reg.OpenKeyReadOnly(ParentKey+'\'-t-KeyNames[ i ]) ;

  Reg.GetKeylnfo(Keylnfo);

CurNode := TreeViewl.Items.AddChild(ParentNode,KeyNames[i];

 if KeyInfo.NumSubKeys>0 then 

begin

TreeViewl.Items.AddChild(CurNode, ''); 

end;

  end;

KeyNames.Free;

  TreeViewl.Items.EndUpdate; 

Cursor := crDefault;

  end;

procedure TForml.TreeViewlExpanded(Sender: TObject; Node: TTreeNode);

 begin

ShowSubKeys(Node,1); 

end;

procedure TForml.TreeViewlGetlmagelndex(Sender: TObject; Node: TTreeNode); 

begin

with Node do

 begin

if Expanded then Imagelndex := 2

else Imagelndex := 3; 

end; 

end;

end.

Для работы с системным реестром используется объект VCL TRegistry, удачно инкапсулирующий все предназначенные для этого функции Windows API. В обработчике события OnCreate главной формы создается объект Reg, а также к списку Listview1 добавляются два заголовка (свойство Columns).

Пояснений требует принцип построения дерева ключей. Во-первых, это приложение отображает только один из системных ключей (а именно HKEY_LOCAL_MACHINE); при желании его можно заменить или добавить остальные. Во-вторых, попытка построить все "развесистое" дерево ключей сразу займет слишком много времени и наверняка не понравится пользователям. Вспомним, ведь утилита Registry Editor работает довольно быстро. Значит, придется строить дерево динамически — создавать и показывать дочерние узлы в момент развертывания родительского узла. Для этого используется событие OnExpand компонента TreeView1.

Остановимся на секунду. А какие узлы помечать кнопкой разворачивания (с пометкой "+"), ведь у родительского узла еще нет потомков? Выход из положения такой — в момент построения ключа проверить, есть ли у него дочерние. Если да, то к нему добавляется один (фиктивный) пустой ключ. Его единственная роль — дать системе поставить "+" против родительского узла.

Когда же пользователь щелкнул на кнопке, отмеченной знаком "+", и родительский узел разворачивается, фиктивный дочерний узел удаляется и вместо него создаются узлы настоящие, полученные путем сканирования реестра (см. метод ShowSubKeys).

Снабдим узлы картинками. Для этого в компонент imageList1 поместим картинки, соответствующие открытой и закрытой папкам. Напомним, что для отрисовки и смены картинок есть специальные события — OnGetlmageIndex И OnGetSelectedIndex. В данном примере у двух ЭТИХ событий один обработчик: развернутому узлу он сопоставляет картинку раскрытой папки, а свернутому — закрытой.

В заключение нужно сказать об очень важной особенности компонента TListview. Когда он отображает большой объем информации, обработка данных может затянуться очень и очень надолго и занять слишком много памяти. Выход — перевести список в так называемый виртуальный режим. Он применяется для тех случаев, когда элементов в списке слишком много и хранить их там невозможно из соображений экономии времени или памяти. Выход из положения прост:

1. Переводим компонент в виртуальный режим установкой свойства OwnerData в значение True.

2. Сообщаем списку сколько в нем должно быть элементов установкой нужного значения items.Count.

3. Чтобы предоставить нужные данные, программист должен предусмотреть обработку событий OnData, OnDataFind, OnDataHint и OnDataStateChange. Как минимум нужно описать обработчик события OnData.

TLVOwnerDataEvent = procedure(Sender: TCbject; Item: TListltem) of object;

Вам передается объект TListitem, и внутри обработчика события OnData необходимо динамически "оформить" его — полностью, от заголовка до картинок.

Возникает это событие перед каждой перерисовкой списка. Так что, если сбор данных для вашего списка занимает более или менее продолжительное время, лучше не связывать его с событием OnData — перерисовка сильно затянется. К тому же в виртуальном режиме сортировать список невозможно.

Borland прилагает к Delphi 7 прекрасный пример к вышесказанному — Virtual Listview. К нему и отсылаем заинтересованного читателя.

 Примечание 

Ответы на вопросы по компоненту TListview можно найти сразу в двух местах: "родном" файле справки d7vcl.hlp и файле справки Windows Win32.hip. Во втором из них информация содержится в виде описания сообщений, посылаемых окну класса Listview, и соответствующих им макросов. Некоторые из них позволят вам расширить функциональные возможности компонента TListview. Эти макросы содержатся в файле CommCtrl.pas.

 

Используются технологии uCoz