http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/stepin.html

 

 

Степин В.С.

Теоретическое знание.

ГЛАВА II

Структура теоретических знаний.

(zip - архив документа Word97)

ГЛАВА III

Основания науки

(zip - архив документа Word97)

ГЛАВА V

Формирование и развитие теориив неклассической науке

Математическая гипотеза и её эмпирическое обоснование.

(zip - архив документа Word97)

Глава VI

Научные революции.

Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке

(zip - архив документа Word97)

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

Структура теоретических знаний

АБСТРАКТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ТЕОРИИ И ИХ СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Основным эмпирическим материалом, на который опирается методология при анализе структуры теорети­ческого знания, являются тексты исторически сложив­шихся научных теорий, причем методология ориентиру­ется в первую очередь на высокоразвитые в теоретичес­ком отношении научные дисциплины, поскольку в них легче проследить особенности строения теории, чем в науках, только вступающих в полосу теоретической об­работки фактов. Это обусловлено тем, что в развиваю­щейся системе (в нашем случае - теории) принципы функционирования лучше прослеживаются на высших ступенях ее развития, чем на стадии эмбрионального со­стояния. Поэтому в методологических исследованиях строение развитых наук принимается за своего рода эта­лон, с позиций которого рассматриваются все другие си­стемы теоретического знания.

В логико-методологических исследованиях в качестве такого эталона чаще всего использовалась математика. Она и по сей день поставляет важный материал для тео­ретико-познавательного и методологического анализа. Но в одном отношении этот материал все-таки создает для методолога определенные неудобства. В «чистой»


100


Глава II. Структура теоретических знаний


 


математике нельзя обнаружить ярко выраженный слой эмпирического знания, в связи с чем трудно установить и специфику строения и функционирования научной тео­рии, связанную с ее отношением к эмпирическому бази­су. Чтобы исследовать эту сторону теоретических зна­ний, гносеология и методология обращаются к эмпири­ческим наукам. В этой связи на первый план выдвигает­ся физика как отрасль естествознания, имеющая все признаки высокоразвитой в теоретическом отношении науки и вместе с тем обладающая отчетливо выражен­ным эмпирическим базисом.

Исторически сложившиеся знания физики, взятые в качестве исходного материала для методологического исследования, позволяют выявить характерные особен­ности строения и функционирования теорий в эмпири­ческих науках.

Представления и модели динамики науки, выработан­ные на этом историческом материале, могут потребовать корректировки при переносе на другие науки. Но разви­тие познания именно так и происходит: представления, выработанные и апробированные на одном материале, затем переносятся на другую область и видоизменяют­ся, если будет обнаружено их несоответствие новому ма­териалу.

Часто можно встретить утверждение, что представле­ния о развитии естественных наук нельзя переносить на область социального познания.

Основанием для таких запретов служит проведенное еще в XIX веке различение наук о природе и наук о ду­хе. Но при этом необходимо отдавать себе отчет в том, что познание в социально-гуманитарных науках и на­уках о природе имеет общие черты именно потому, что это научное познание. Их различие коренится в специ­фике предметной области. В социально-гуманитарных науках предмет включает в себя человека, его сознание и часто выступает как текст, имеющий человеческий смысл. Фиксация такого предмета и его изучение требу­ют особых методов и познавательных процедур. Однако при всей сложности предмета социально-гуманитарных наук установка на объективное его изучение и поиск за-


101


Абстрактные объекты теории и их системная организация


 


конов является обязательной характеристикой научного подхода. Это обстоятельство не всегда принимается во внимание сторонниками «абсолютной специфики» гума­нитарного и социально-исторического знания. Его проти­вопоставление естественным наукам производится под­час некорректно. Гуманитарное знание трактуется пре­дельно расширительно: в него включают философские эссе, публицистику, художественную критику, художе­ственную литературу и т.п. Но корректная постановка проблемы должна быть иной. Она требует четкого разли­чения понятий «социально-гуманитарное знание» и «на­учное социально-гуманитарное знание». Первое включа­ет в себя результаты научного исследования, но не сво­дится к ним, поскольку предполагает также иные, вне-научные формы творчества. Второе же ограничивается только рамками научного исследования. Разумеется, са­мо это исследование не изолировано от иных сфер куль­туры, взаимодействует с ними, но это не основание для отождествления науки с иными, хотя и близко соприка­сающимися с ней формами человеческого творчества.

Если исходить из сопоставления наук об обществе и человеке, с одной стороны, и наук о природе - с другой, то нужно признать наличие в их познавательных проце­дурах как общего, так и специфического содержания. Методологические схемы, развитые в одной области, мо­гут выражать некоторые общие черты строения и дина­мики познания в другой области, и тогда методология вполне может развивать свои концепции так, как это де­лается в любой другой сфере научного познания, в том числе и социально-гуманитарных науках. Она может пе­реносить модели, разработанные в одной сфере позна­ния, на другую и затем корректировать их, адаптируя к специфике нового предмета.

При этом следует учитывать по меньшей мере два об­стоятельства. Во-первых, философско-методологический анализ науки независимо от того, ориентирован ли он на естествознание или на социально-гуманитарные науки, сам принадлежит к сфере исторического социального познания. Даже тогда, когда философ-методолог имеет дело со специализированными текстами естествознания,


102


Глава II. Структура теоретических знаний


 


его предмет - это не физические поля, не элементарные частицы, не процессы развития организмов, а научное знание, его динамика, методы исследовательской дея­тельности, взятые в их историческом развитии. Понят­но, что научное знание и его динамика являются не при­родным, а социальным процессом, феноменом человече­ской культуры, и поэтому его изучение выступает осо­бым видом наук о духе.

Во-вторых, необходимо учитывать, что жесткая демар­кация между науками о природе и науками о духе имела свои основания для науки в XIX столетии, но она во мно­гом утрачивает силу применительно к науке последней трети XX века. Об этом будет сказано более подробно в дальнейшем изложении. Но предварительно зафиксиру­ем, что в естествознании наших дней все большую роль начинают играть исследования сложных развивающихся систем, которые обладают «синергетическими характери­стиками» и включают в качестве своего компонента чело­века и его деятельность. Методология исследования та­ких объектов сближает естественнонаучное и гуманитар­ное познание, стирая жесткие границы между ними.

Выбор в качестве исходного материала развитых в тео­ретическом отношении наук представляет собой лишь первый шаг исследования. Один и тот же материал мо­жет быть рассмотрен с различных точек зрения, в резуль­тате чего могут быть обнаружены различные аспекты структуры теории. Поэтому необходимо определить ис­ходную позицию анализа научных текстов, установить, какие стороны языка науки будут учитываться в ходе анализа и от каких сторон можно будет абстрагироваться.

В семиотике принято различать три аспекта языка:

синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксический аспект предполагает рассмотрение языка только как некоторой совокупности знаков, кото­рые преобразуются по определенным правилам и обра­зуют в своих связях ту или иную языковую систему. При изучении обыденного языка с этой стороной мы сталкиваемся тогда, когда рассматриваем преобразова­ние слов в соответствии с логико-грамматическими пра­вилами языка.


103


Абстрактные объекты теории и их системная организация


 


В языке науки синтаксический аспект выступает на первый план при формальных операциях со знаками, например при оперировании физическими величинами (входящими в математические выражения для физиче­ских законов) в соответствии с правилами математики. В процессе таких операций исследователь отвлекается от смысла терминов языка и рассматривает термины только как знаки, образующие в своих связях формулы, из которых выводятся другие формулы по правилам данной языковой системы. Так, интегрируя уравнения движения в механике, физик оперирует с величинами m, F, x, t, («масса», «сила», «пространственная коорди­ната», «время») как математическими объектами. В этих операциях отчетливо представлен синтаксический аспект языка физики.

Семантический аспект языка требует обращения к со­держанию языковых выражений. Он предполагает на­хождение идеальных объектов и их связей, которые об­разуют непосредственный смысл терминов и высказыва­ний языка. Кроме того, при семантическом анализе тре­буется установить, какие стороны внеязыковой реально­сти репрезентированы посредством указанных идеаль­ных объектов. В физике, например, этот аспект проявля­ется в отчетливой форме при интерпретации выражений, полученных после серии математических преобразова­ний исходных формул. В этом случае математические символы указанных выражений (функции, числа, векто­ры и т. д.) рассматриваются как физические величины и выясняется связь последних с реальными свойствами и отношениями объектов материального мира, выделен­ных из универсума практической деятельностью.

Наконец, прагматический аспект языка предполагает рассмотрение языковых выражений в отношении к практической деятельности и специфике социального общения, характерных для определенной исторической эпохи. Это означает, что идеальные объекты и их корре­ляции, образующие область смыслов языковых выраже­ний, берутся в их отношении к социокультурной среде, породившей ту или иную «популяцию» научных знаний.


104


Глава II. Структура теоретических знании


 


В процессе познавательной деятельности ученого вза­имодействуют все три аспекта языка науки. Что же ка­сается текстов, фиксирующих результаты познания, то здесь также выражены все указанные стороны языка. Однако исходя из поставленной задачи (анализ содержа­тельной структуры научных знаний) мы будем рассма­тривать данные тексты преимущественно в семантичес­ком и прагматическом аспектах, т.е. в высказываниях языка науки будем выявлять типы идеальных объектов, а затем анализировать их внутриязыковые связи и их отношения к практической деятельности.

Среди идеальных объектов, применяемых в научном исследовании, принято выделять по меньшей мере две основные разновидности — эмпирические и теоретичес­кие объекты.

Эмпирические объекты представляют собой абстрак­ции, фиксирующие признаки реальных предметов опы­та. Они являются определенными схематизациями фрагментов реального мира. Любой признак, «носите­лем» ко